Самооценка ребёнка

Содержание

Самооценка – это важнейшая составляющая в комплексном развитии личности ребенка. Если с ней все в порядке, то человек чувствует себя уверенно, он адекватно относится к своим ошибкам и не впадает в какие-то крайности. Рассказываем, как происходит формирование самооценки ребенка и что необходимо сделать, чтобы ее повысить.

Самооценка – что это

Самооценка – это уровень самостоятельной оценки самого себя, т.е. человек имеет общее представление о себе и своих «ценностях» (положительных и отрицательных качествах). Ее формирование происходит с раннего возраста: ребенок узнает себя и других людей, учится оценивать себя со стороны, анализировать свое и поведение других людей.

Некоторые родители ошибочно полагают, что ребенок в 5-6 лет не может полноценно рассуждать о своей личности. Но это не так, потому что именно дошкольный возраст определяет направление и уровень активности человека.

Развитие самооценки ребенка проходит в 4 этапа:

  1. С рождения до 18 месяцев. На этом этапе самооценка формируется на внутренних ощущениях ребенка и тактильном контакте. Доверие к окружающему миру формируется через заботу родителей. На этом этапе все работает на основе базовых инстинктов, т.е. ребенок различает только эмоциональный аспект: прикосновения, добрый взгляд, спокойный, равномерный тон разговора и т.д.
  2. От 1,5 до 4 лет. Период повышенной активности ребенка, когда он буквально «впитывает» в себя новую информацию. На этом этапе дети уже начинают понимать, что их поступки ведут к определенным последствиям и они несут за них ответственность.
  3. От 4 до 6 лет. Для дошкольного периода уже характерен определенный анализ того, что происходит вокруг ребенка. Например, он начинает размышлять о том, почему тот или иной ребенок не хочет с ним дружить. Часто дети находят причину в себе, поэтому важно объяснять своему ребенку, что какие-то вещи в мире могут происходить просто так и не обязательно он должен быть ответственен за то, на что он не может повлиять. Родители также должны понимать, что слишком много рамок и ограничений приведут к тому, что ребенок не научится проявлять инициативу.
  4. От 6 до 14 лет. Школьная пора – это, пожалуй, самый интересный, но и очень опасный период в жизни ребенка. Он попадает в среду таких же детей, со своими характерами и уровнем самооценки. Если по каким-то причинам он не находит себе друзей в школе, то на этом фоне развивается замкнутость. В будущем ребенку будет трудно налаживать социальные связи, строить карьеру и личные отношения, если на этом этапе не разобраться с проблемой.

От чего зависит самооценка ребенка

На формирование самооценки влияют следующие факторы:

  • Мнение взрослых. В раннем возрасте авторитет родителей очень высок, поэтому дети полностью доверяют их словам. Навредить в этом случае может как бесконечная похвала, так и постоянные придирки.
  • Жизненный опыт. У детей постарше уже есть определенный жизненный опыт, что позволяет ребенку прислушиваться к мнению окружающих и в соответствии с ним анализировать свое поведение. 
  • Общение между сверстниками. В обычных детских играх формируются важные качества характера: командная работа, распределение ролей, способность устанавливать контакт с другими людьми и т.д. Через общение со сверстниками развивается адекватная самооценка и снижается эгоцентризм.

Уровни самооценки

В психологии принято выделять три типа самооценки: низкая, нормальная и высокая. Только нормальная считается адекватной, поэтому если у ребенка есть признаки низкой или высокой самооценки, то родителям необходимо предпринять меры.

Низкая

Низкая самооценка может проявляться замкнутостью и застенчивостью ребенка. У таких детей неустойчивый эмоциональный фон, поэтому они часто плачут в ситуациях, которые не предрасполагают к этому. В случае неудачи, как правило, они бросают заниматься этим делом. Друзей у них мало, либо их совсем нет, потому что они стараются избегать больших компаний.

Нормальная

У детей с нормальной самооценкой нет проблем в адекватном восприятии себя, своих фактических возможностей и недостатков.

Основная черта нормального развития личности – это способность признавать свои ошибки, анализировать их и искать пути решения. Такие дети достаточно уверены в себе, нормально общаются со сверстниками, при этом умеют отстаивать свою точку зрения.

Высокая

У завышенной самооценки есть две стороны медали. С одной стороны, такой ребенок будет очень активным, он стремится достичь успеха, уверен в собственных силах и всегда старается действовать как лидер. Но с другой стороны, он видит в себе только положительные черты и совершенно не замечает недостатки своего характера. На этом фоне развивается высокомерие, неусидчивость, ребенок часто становится участником конфликтов, потому что постоянно пытается доминировать. И такие дети совершенно не воспринимают критику и не замечают своих ошибок, что тормозит развитие личности.

Как влияет школа на самооценку ребенка

Мы уже назвали школьный период самым сложным в жизни ребенка. Это время активного взаимодействия со сверстниками и преподавателями, что естественным образом влияет на формирование самооценки. Большую роль играют и отметки, которые наглядно демонстрируют оценку знаний ребенка.

Отношения с учителями

Не зря считается, что учитель должен адекватно оценивать каждого своего ученика. У него не должно быть любимчиков и тех, к кому преподаватель хуже относится, чем к другим.

Если учитель будет при всем классе отчитывать конкретного ребенка, либо он будет постоянно получать несправедливые оценки, то это может стать причиной заниженной самооценки. Впрочем, излишняя похвала со стороны учителя может привести к завышенной самооценке и возможной негативной реакции со стороны одноклассников. Клеймо «любимчик учителя» – не лучший способ найти друзей в классе.

Сверстники

На самооценку ребенка может оказать влияние даже забытое стихотворение, которое он рассказывал при всем классе. Что уж говорить о случаях буллинга, который оказывает влияние на личность ребенка и его дальнейшую жизнь. Дети, которые подвергались издевательствам со стороны своих сверстников, во взрослой жизни могут испытывать проблемы в отношениях и построении карьеры.

Оценки

Во многих прогрессивных частных школах уже отказываются от привычных отметок как оценки успеваемости учащихся. Но в большинстве школ бальная система есть, и она также влияет на самооценку. Да, все дети не могут быть отличниками, но в этом случае важен тот посыл, который дает учитель, ставя ту или иную оценку.

Например, «Сегодня ты получил тройку, но я уверена, что ты можешь лучше, если уделишь больше времени изучению предмета». Совсем другой эффект дает такая фраза: «Это ужасно, ты опять получил тройку, хотя с этим справляется большинство твоих одноклассников».

В первом случае преподаватель дает понять, что тройка – это ничего страшного, потому что при должном усердии ты можешь лучше. Ребенок чувствует поддержку, и он верит в то, что сможет исправить оценку. Во втором же случае ни о какой поддержке речи нет.

Что делать с высокой самооценкой ребенка

Неадекватно завышенная самооценка часто формируется в тех семьях, где ребенком постоянно восхищаются, удовлетворяют все его запросы и требования, никогда не указывают ему на его ошибки. У таких детей отсутствует самокритика, они считают, что они лучше других, в связи с чем у них возникают большие проблемы при дальнейшем обучении в школе.

Что же делать в таком случае? Вот несколько советов:

  • Избавьтесь от излишнего восхищения ребенком – не надо хвалить его за простые навыки и умения, а хвалите только за реальные результаты.
  • Не защищайте ребенка от окружающей реальности и не пытайтесь решить все проблемы за него. Он должен иметь возможность посмотреть на себя со стороны во время неудачи и понять, что он тоже может ошибаться, как и другие дети.
  • Прямо говорите с ребенком о том, что у него получается хорошо, а в чем он еще должен приложить немалое количество усилий, чтобы достичь результата.
  • Привлекайте ребенка к обычным домашним делам. Он не должен чувствовать себя «центром Вселенной», что его капризам должен кто-то потакать. Например, можно установить правила, что ребенок должен сам убирать за собой игрушки, поливать цветы и т.д.
  • Помните, что ребенок постоянно наблюдает за вами. Поэтому нужно показать пример адекватной самооценки, прямо говоря о своих достижениях и неудачах. Например, у вас не получился пирог, поэтому нужно так и сказать: «У мамы не получился пирог, но ничего страшного, в следующий раз поставлю запекаться на меньшее время».

И проводите с ребенком больше времени: чем больше он будет видеть ваш пример адекватного отношения к окружающему, тем больше он будет проецировать такое поведение на себя. Почаще разговаривайте с ним о том, что чувства и эмоции других людей не менее важны, чем его собственные.

У ребенка низкая самооценка – что делать

В этом случае родителям нужно дать понять своему ребенку, что они в него верят. Надо обращать внимание на его успехи (даже если они незначительные). Если он хочет заняться чем-то новым, то ни в коем случае нельзя говорить ему, что у него не получится. Семья должна стать для него надежной опорой. Тем местом, где его всегда поймут и поддержат, даже если он совершает ошибки. Критика и завышенные ожидания – это точно не то, что поможет ребенку в его жизни.

Категория: Статьи для родителей, Статьи для взрослых, Статьи для специалистов и врачей
Читайте также
ЛФК при заболеваниях опорно двигательного аппарата

Содержание 1. ЛФК при болезнях опорно-двигательного аппарата по периодам 2. Противопоказания для…

Медитация

Содержание 1. Польза медитации 2. Как правильно медитировать 3. Какие ошибки делают…

Статьи для специалистов и врачей
Иглотерапия

Содержание 1. Виды иглотерапии 2. Показания к иглоукалыванию 3. Противопоказания 4. Эффективность…

Статьи для специалистов и врачей
Лечебная физическая культура (ЛФК)

Содержание 1. Задачи ЛФК 2. Принцип работы ЛФК 3. Правила ЛФК 4….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *