Развитие мелкой моторики
О пользе развития мелкой моторики у детей начинают говорить еще до того, как ребенок научился ходить и говорить. Что это такое, как ее развивать и для чего, сейчас разберемся.
Что такое мелкая моторика рук у детей?
Мелкая моторика рук у детей — это способность контролировать движения рук, пальцев и запястий для выполнения точных и координированных действий. Этот навык играет важную роль в развитии детей и подготовке их к выполнению различных задач в повседневной жизни. Именно мелкая моторика нужна, чтобы ребенок научился одеваться, завязывать шнурки, а в дальнейшем писать. Развитие мелкой моторики у детей начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего детства.
К мелкой моторике относится умение держать предметы, пользоваться карандашом или кистью для рисования, складывать конструкторы, нанизывать бусы, застегивать пуговицы и многое другое. Считается, что развитие мелкой моторики нужно не только для «ловкости рук». Педагоги раннего развития уверены: развитие мелкой моторики тесно связано с умственным развитием ребенка.
Как и почему мелкая моторика влияет на развитие ребенка?
Развитие мелкой моторики у детей играет ключевую роль в формировании навыков письма, рисования, работы с мелкими предметами, использования инструментов и многих других аспектов повседневной жизни. Эта способность позволяет детям выполнять разнообразные задачи, требующие точности и координации движений. Но это еще не все.
Мелкая моторика напрямую влияет на когнитивное развитие детей. Умение контролировать мелкие движения связано со способностью сосредотачиваться, анализировать информацию, решать задачи и развивать логическое мышление.
Объясняется это непосредственным влиянием мелкой моторики на развитие детского мозга. Когда ребенок что-то делает руками — например, собирает мелкий конструктор, делает оригами, лепит из пластилина или перебирает мелкие детальки — в мозг посылаются определенные сигналы. Повышается тонус коры головного мозга. Стимулируются речевые центры в головном мозге, то есть работая ручками, ребенок развивает свою речь. Происходит согласование работы понятийного и двигательного центров речи.
Пальцы рук посылают двигательные импульсы в кору головного мозга. Центры мозга, которые отвечают за речь и за мелкую моторику, находятся рядом, поэтому развивая одно, ребенок автоматически развивает и второе.
Мелкая моторика необходима для социального развития ребенка. Уже в детском саду ребенок должен уметь сам себя обслуживать: самостоятельно надевать носки, обуваться, застегивать молнию на куртке, аккуратно есть ложкой. В школе к этому добавляется умение застегивать пуговицы на рубашке или блузке, а также целый ряд других манипуляций с мелкими предметами.
С какого возраста можно заниматься развитием мелкой моторики?
Развитие мелкой моторики начинается с самого раннего детства. Уже с первых месяцев жизни малыши начинают активно исследовать мир вокруг себя, используя свои ручки и пальчики. Поэтому занятия по развитию мелкой моторики могут проводиться с самого рождения.
Развитие мелкой моторики детей до 1 года
С самого рождения нужно уделять внимание развитию мелкой моторики ребенка. Для малышей с рождения и до года подходят самые простые пальчиковые игры. Например, всем известная «сорока-белобока». Играйте в такие игры с ребенком каждый день, это способствует укреплению вашей эмоциональной связи и постепенному развитию мелкой моторики.
Приобретите массажный мячик и катайте его по ладошкам ребенка каждый день. Подойдет также Су Джок терапия. Этот метод включает стимуляцию определенных точек на руках и ногах, что помогает улучшить координацию движений пальцев. Нажимая на определенные точки, мы стимулируем развитие речи и мелкой моторики ребенка.
Регулярно делайте массаж пальчиков ребенка самостоятельно — растирайте ладошки своими руками, сгибайте и разгибайте пальчики, разминайте подушечки.
Рисование пальчиковыми красками — отличный вариант для развития мелкой моторики у самых маленьких. Рисовать карандашами, кисточками, фломастерами они пока не могут в силу возраста, а вот окунать пальцы в краску и рисовать на ватмане — это увлекательно и полезно!
Подходит игра с кубиками. Учите ребенка строить из кубиков пирамидки.
Мелкая моторика детей в возрасте от 1 года до 3 лет
В возрасте 1-3 года дети уже постепенно перестают тянуть все в рот, проблема случайного проглатывания мелких предметов уходит на второй план. А значит, появляется еще больше инструментов для развития мелкой моторики ребенка.
После года позволяйте ребенку играть с песком. Летом ходите на детские площадки и играйте в песочнице. пусть ребенок работает лопаткой, граблями, строит куличики. Приобретите набор кинетического песка для игр дома, а также различные формочки, чтобы играть было интереснее.
Разрешайте ребенку играть с мелкими предметами под вашим присмотром. Вместе перебирайте гречку. Дайте ему старые бабушкины пуговицы, пусть перебирает. Для малыша это увлекательно и полезно для его развития.
Лепите вместе с ребенком из пластилина. Дети очень любят воздушный пластилин, который застывает на воздухе — так можно создавать различные фигурки и формы. Малыши любят играть со слаймом, он тоже стимулирует развитие мелкой моторики рук.
В возрасте 1-3 года дети проявляют интерес к рисованию. Постепенно ребенка можно можно учить пользоваться кистью, карандашом, фломастером, ручкой.
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика все еще актуальна для малышей. Усложняйте игры, учите стихи!
Мелкая моторика детей в возрасте от 3 до 5 лет
После 3 лет приходит время постепенно готовить детскую ручку к письму. Много рисуйте, делайте вместе поделки. Дайте ребенку детские безопасные ножницы, чтобы он мог вырезать. Купите раскраски и прописи, в которых по пунктиру нужно обводить фигуры.
Вместе собирайте паззлы. Играйте со шнуровками — так вы потихоньку научите ребенка завязывать шнурки. Полезны игры с конструктором — это развивает у ребенка усидчивость, концентрацию и пространственное воображение.
Мелкая моторика детей в возрасте от 5 до 7 лет
5-7 лет — возраст, когда дети активно готовятся к поступлению в школу. В этом возрасте уже пора освоить ручку и карандаш. Дети уже не просто рисуют или раскрашивают, а пишут печатные или прописные буквы.
В качестве методов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста используются конструкторы, паззлы, лепка из пластилина, создание сложных поделок, завязывание шнурков, рисование.
Девочки этого возраста обожают наборы для создания украшений — в них входят мелкие бусины и специальная резинка. Можно самим делать браслеты и бусы.
На маркетплейсах можно найти множество наборов для творчества для мальчиков и девочек, которые подразумевают работу пальчиками с мелкими предметами. Например, аквамозаика, в которой с помощью пинцета нужно укладывать на специальную форму мелкие бусинки, чтобы получались фигуры и картинки.
Развитие мелкой моторики у детей играет важную роль в их обучении, повседневной жизни и социальной адаптации. Важно уделять внимание мелкой моторике ребенка в любом возрасте, начиная с рождения. С возрастом усложняйте игры, используйте все более мелкие предметы.
Мелкая моторика развивается у детей на протяжении всего детства, но основные этапы формирования происходят в возрасте до 7 лет. В этот период дети активно учатся контролировать движения рук и пальцев, что является важным для успешного обучения письму, рисованию и другим навыкам.
Мелкая моторика отвечает за точные и координированные движения рук, пальцев и запястий, необходимые для выполнения мелких задач, таких как письмо, рисование, сборка конструкторов. В то время как крупная моторика отвечает за управление крупными группами мышц и координацию движений всего тела.
Мелкая моторика рук отвечает за умение детей выполнять разнообразные задачи, требующие точности и ловкости пальцев. Этот навык необходим для развития письма, рисования, работы с мелкими предметами, использования инструментов, а также для улучшения сенсорных навыков и координации движений.
Для развития мелкой моторики у детей можно использовать разнообразные методики и упражнения. Игры с мелкими предметами, лепка, работа с карандашом, игры со шнуровками, пальчиковая гимнастика, массаж пальцев рук — все это поможет стимулировать развитие мелкой моторики и улучшить умение детей контролировать движения рук.